«Умное зеркало» – инновационный инструмент в работе учителя-логопеда Задорожной Н.Н.
Процесс обучения детей с речевой патологией требует длительного времени. Со временем у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, ведь коррекция нарушений речи — трудоемкий процесс. Одна из центральных проблем в логопедической работе — проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на логопедические занятия. Для достижения хорошей результативности логопеды постоянно в поисках наиболее эффективных приемов. В последнее время на помощь приходят информационно-компьютерные технологии.
Умное зеркало «Artik Me» — это профессиональный инструмент для развития артикуляции, закрепления правильного звукопроизношения, отработки навыков звукового анализа и синтеза, проведения обследования в игровой форме.
Как же это инновационное оборудование помогает в нашей работе с детьми? Умное зеркало помогает логопеду выстраивать индивидуальный маршрут ребёнка, позволяет проводить коррекционные занятия, наполняя его в соответствии с задачами. Собираем индивидуальные занятия, отталкиваясь от заключения в речевой карте ребенка и его индивидуальных особенностей в конструкторе игр. Такие привычные задания как сортировка, классификация, четвёртый лишний и другие мы самостоятельно наполняем содержанием, необходимым для занятий с конкретным ребёнком. Встроенные камера и микрофон позволяют добавлять в занятие фотографии, видео, звуки. Занятия сохраняются, их можно использовать в дальнейшем.
Дидактический материал в электронном варианте разнообразен, и даёт возможность в течение занятия варьировать задания гибко и быстро. Это значительно упрощает подготовку к занятию, а следовательно, даёт возможность посвятить больше времени непосредственным занятиям с детьми в пространстве умного зеркала Самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превращаются в увлекательную игру — ребёнок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивает начальные формы личностной рефлексии.
Умное зеркало, путём распознавания качества выполнения упражнения, даёт обратную связь, а в полуавтоматическом режиме — мы определяем качество выполнения упражнения и нажатием на клавишу определяем обратную связь от игрового персонажа в Умном зеркале. Это мотивирует ребёнка на более качественное выполнение заданий, а в помощь добрые весёлые персонажи, яркие анимации. В процессе выполнения задания ребёнок видит себя, видит подсказки для произношения звуков, необходимый иллюстративный и другой дидактический материал. Ребёнок может сам выбрать вид деятельности прямо на занятии, игры на обобщение, или на исключение четвёртого лишнего, на запоминание, где каждая из выбранных игр способствует цели и задачи.
Так он принимает задачи деятельности, самостоятельно производит поиск средств его осуществления. У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности концентрации, отвлекаются на занятии. В «Умном зеркале» весь дидактический материал расположен непосредственно в поле зрения ребёнка, там же, где есть возможность самоконтроля выполнения упражнения. Ребёнок видит картинку, логопеда и себя в едином пространстве.
«Умное зеркало» состоит из нескольких блоков:
Первый блок «Артикуляционная гимнастика», включает в себя 27 упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика проводится на каждом занятии, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При отборе материала соблюдается определенная последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным.
Второй блок «Дыхательная гимнастика», учит детей прислушиваться к своему дыханию, при этом дети расслабляются и восстанавливаются после предшествующих физических нагрузок и эмоционального возбуждения. В наполнении «Смарт-зеркала» есть целый блок, посвященный дыхательной гимнастике, в который вошли 14 анимационных упражнений.
Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном сделают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным.
Следующий блок «Пальчиковая гимнастика». В данном блоке происходит переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики. Так же можно повторять строки из стихотворения и одновременно выполнять движение пальцами. Рис. 5. При этом формируется правильное звукопроизношение, и ребенок быстро и четко начинает говорить.
Блок «Звукопроизношение» создает звуковой маршрут, здесь выполняется постановка звуков, используются практические приемы (микрофон) и пути коррекции. Когда ребенок в микрофон произносит тот или иной звук, логопед следит за правильным произношением звука.
Следующий блок «Звуковой анализ и синтез». В блоке очень много различных игр и упражнений для детей с речевыми нарушениями.
Блок «Фонематический слух», где ребенок выделяет слоги или слова с заданным звуком из других слов. Может дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Так же этот блок нужен для соотнесения звука и буквы, для правильного понимания слов и правильному произношению.
Блок «Игры обследования речи», в этом блоке можно найти разные приемы использования заданий при имеющемся речевом нарушении. Упражнения в нем дифференцированы по разным возрастным группам. От среднего возраста до подготовительной к школе группы – все упражнения взаимосвязаны и усложняются от возраста к возрасту.
Следующий блок «Лексика». Лексика — один из особых компонентов речи, который играет важную роль в развитии коммуникативных навыков у детей. Знание и умение использования разнообразных слов и словосочетаний является значимым показателем развития речевых способностей у детей с нарушением речи.
Блок «Грамматика». Формирование грамматического строя – это важное условие совершенствования мышления детей. Главной задачей для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В этом процессе очень значимую роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы ребенка, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря
Следующий блок «NeoMe». В этом блоке логопед знакомит детей с буквой и звуком, учит различать букву и звук, обучает ребенка звуковому анализу, находить место звука в словах, развивает фонематический слух и артикуляционный аппарат.
Блок «Методическая копилка» создан специально для педагога.
Благодаря умному зеркалу нет необходимости переводить внимание на стол, это экономит время на занятии.
Интерактивное Умное зеркало вызывает у ребенка интерес к обучению, позволяет всецело погрузиться в коррекционный процесс и добиться хороших результатов.
Использование умного зеркала ArtikMe, позволило сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.