Использование методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сказкотерапия в работе логопеда -Житниковой Э.В.
Сказкотерапия является эффективным приемом логопедической работы с детьми. Данный прием
используется на логопедических занятиях с целью не только развития и коррекции речи детей, но
и психокоррекционного воздействия.
Согласно исследованиям Е.В Жулиной ,в настоящее время в коррекционной педагогике
происходит активное развитие комплексной системы коррекции задержки речи у детей раннего
возраста. По мнению автора, основополагающим направлением концепции ранней помощи детям
с задержкой речи является организация действенных и содержательных методов педагогического
сопровождения для оптимальной интеграции таких детей в социум на раннем этапе их развития.
Практика работы с детьми, имеющими задержку речевого развития доказывает ,что одним из
наиболее эффективных методов работы в данном направлении является использование сказок.
Сказка расширяет кругозор детей, помогает формировать целостное представление об
окружающем мире, оказывает благотворное влияние на развитие эмоциональной, познавательной
и речевой сферы. Сказки наполнены жизненным опытом и мудростью многих поколений ,поэтому
во все времена воспринимались с большим интересом .Язык сказок колоритен и отличается
богатыми выразительными средствами: Это и метафоры, и сравнения, точные
характеристики ,яркие описания и сравнения. Именно из сказок дети получают свои первые
представления о природе, о связях человека с природой и в целом об окружающем мире
Многочисленные проблемы речевого развития детей решаются посредством прослушивания
сказок, сочинения собственных сказочных историй, обсуждения поведения героев, а так же
решение конфликтных ситуаций ,возникающих между ними.
Восприятие сказки – это многоуровневый и сложный в психологическом плане процесс . в
котором задействованы все основные психические функции- память, мышление, внимание,
воображение ,эмоциональная сфера. Поэтому слушание сказки или ее чтение вместе с игровой
деятельностью, имеет важнейшее значение в развитии речевой деятельности ребенка.
В нашем реабилитационном центре имеются наборы методических материалов для развития и
коррекции восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста с объемными
фигурками героев русских народных сказок и куклой Петрушкой . Это позволяет вызвать интерес и
эмоциональный отклик у детей ,используя этот материал в различных вариантах коррекционной
работы.
Использование сказкотерапии приводит к положительной динамике в речевом развитии и
эмоционально-волевой сфере, улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная
моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ ,грамматический строй,
словарный запас ,лексико-грамматические отношения ,а так же связная речь.