Открытое занятие «Групповое конструирование, как способ психологической адаптации ребенка к обучению в школе», Дмитриева Алёна Николаевна

Использование игровых методов конструированияс детьми ОВЗ способствует всестороннему развитию ребенка. Он не только научится строить и создавать новые объекты, но и развивает свою фантазию, творческое мышление и пространственную ориентацию. Эти навыки будут полезны в дальнейшем обучении и жизни ребенка.

Конструирование в работе с детьми с ОВЗ –психолого-педагогический процесс, который положительно влияет на овладение ребёнком способами мыслительной деятельности, но развитие конструктивной деятельности протекает своеобразно у детей с ОВЗ. Для детей с нарушениями в развитии в процессе конструирования характерно: 

— отсутствие интереса; 

— замедление и фрагментальность восприятия, мышления; 

— низкий уровень речевого развития; 

— снижена познавательная способность; 

— быстрая утомляемость.

Групповое конструирование (создание конструкта) — это детализация созданного в процессе совместной работы проекта, приближающая его к использованию в конкретных условиях реальными участниками психолого-педагогического процесса.

В работе педагога-психолога ГБУ РК «Реабилитационный центр» по адаптации детей с ОВЗ к обучению в школе применяются следующие виды группового конструирования:

— по модели;

— по условиям;

— по теме;

— по схемам;

— по замыслу.

Наибольшую эффективность в работе с данной категорией детей при адаптации их к обучению в школе, показал метод конструирования по замыслу, который является творческим процессом в результате, которого дети с ОВЗ имеют возможность проявить самостоятельность; дети сами решают, что и как будут конструировать. Такая деятельность детей с ОВЗ носит воспроизводящий характер. Иногда исходным при создании замысла могут быть образы, возникающие на основе восприятия предметов действительности.

Примером реализации такого типа конструирования в работе педагога-психолога ГБУ РК «Реабилитационный центр» является магнитный конструктор и конструктор из блоков.

26.08.2024 года данная методика педагога-психолога ГБУ РК «Реабилитационный центр» применяетс в рамках комплексной программы адаптации к школе детей с ОВЗ.

Возраст: 7-12 лет.

Категория: дети с ОВЗ.

Продолжительность программы: 7 занятий по 30 минут.

Пример занятия( 2 день программы).

Занятие: «Я — инженер»

Цель занятия: развивать внимание, память,связную речь, умение описывать модель.

Ход игры: 

1.Педагог раскладывает детали с магнитным конструктором, и спрашивает какие фигуры дети знают и какие есть в конструкторе.

2.Ребенок выполняет совместные действия с педагогом-психологом, подражая ему.

3.Участники занятия строят по собственному замыслу под руководством педагога.

4. Ребёнок описывает ход своих действий, что получилось в ходе занятия.

         5. На заключительном этапе ребенок уже способен самостоятельно планировать и реализовывать свои действия, а затем оценивать результаты работы.

Таким образом, конструирование – это не просто сборка блоков и элементов, это процесс, в котором каждый элемент имеет свою роль в структуре. Для детей конструирование – это не только увлекательная игра, но и мощное средство для стимулирования творчества и развития различных навыков. В целом, конструирование предоставляет детям уникальную возможность развивать множество навыков, которые будут полезными в их будущем творческом и интеллектуальном развитии. Этот процесс не только обучает, но и вдохновляет детей на создание исключительных идей и проектов. 

Яндекс.Метрика