Использование Лего-технологии в работе с детьми с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности
Актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС. Занятия с использованием конструктора помогают детям с ОВЗ войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Используя Лего, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей, следовательно, планировать деятельность. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы.
Применение наглядного материала помогает формировать пространственное мышление. Создавая модель, дети общаются со сверстниками. В своих замыслах они используют названия направлений «верх», «низ», «дальше», «ближе», «слева», «справа», «вперед», «назад». При выборе деталей нужного размера получатели социальных услуг оперируют понятиями «длинный-короткий», «высокий-низкий», «маленький-большой», «широкий-узкий».
В условиях специального коррекционного обучения постоянно возникает необходимость обозначать вербально связь между действием и образом, которая очевидно проявляется при работе с конструкторами. Поэтому занятия по конструированию развивают математическое мышление, пространственные представления и совершенствуют регулирующую функцию речи, активизируют представления по слову, учат понимать слова и соотносить их звучание с лексическим значением.
Детали небольшого размера тренируют мелкую мускулатуру кистей рук, рельефные поверхности — точность тактильных качеств. Дети определяют форму объекта, его размеры, положение в пространстве.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Конструктор ЛЕГО предоставляет ребенку с ОВЗ, прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который предоставляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок строит свои знания, а педагог лишь конструирует его.