Развитие игровой и познавательной деятельности у детей с ОВЗ посредством организации игрового пространства по принципу игрового ландшафтного стола
В нашем реабилитационном центре активно используются инновационные технологии в работе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ. Одна из них- ландшафтный игровой стол. Это организация игрового пространства для игровой деятельности (индивидуально, в подгруппе) с использованием различных видов конструкторов и игр, объединённых одним сюжетом.
Преимуществ данного метода в игротерапии с детьми с ОВЗ много:
— представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями-манипулятивами под руководством педагога;
— предназначен для развития и коррекции детей с ОВЗ и инвалидов
— способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи;
— позволяет выстраивать индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его возможностями и потребностями; — дает возможность организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды);
— дает возможность организовать различные сюжетные игры, направленных на формирование у детей с ОВЗ представлений об окружающем мире.
Благодаря продуманному подбору разнообразных элементов из различного вида конструкторов, игровой ландшафтный стол позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических).
Не случайно в игровом ландшафтном столе особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем, так как на основе полученных образов в дальнейшем будут развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.
Дети с большим удовольствием самостоятельно организуют игровое пространство на ландшафтном столе, проявляя фантазию и воображение.
Занимаясь с фигурками из игровых наборов, ребята сами создают ландшафт будущей игры: деревню, лес, водоем или городскую улицу, моделируют различные повседневные ситуации, вживаются в своих персонажей. Подобные игры оставляют большие возможности для творчества, мотивируют детей пробовать различные модели общения, испытывать на себе разные социальные роли. В игровой форме дети знакомятся с представителями домашних и диких животных, видами транспорта, с правилами дорожного движения, разнообразием муниципальных зданий. Мы организовываем различные сюжетные игры: «Мой город», «Моя семья», «Ферма», «Зоопарк», «Правила дорожного движения» и др., направленные на формирование представлений окружающем мире.
Работа с игровым столом начинается с изучения каждой детали. Дети учатся выделять форму предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь), изучают его поверхности, сравнивают детали. Учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают алгоритмом сравнения фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, тактильные качества); классификацией фигур . Осваивают принцип работы с игровым столом (проигрывание индивидуальных и коллективных заданий).Дети учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с игровым столом. При работе в группе, они обучаются совместно работать и дружить.